Выдающиеся люди г.Речицы

 

 

Довнар-Запольский Митрофан Викторович

Довнар-Запольский Митрофан Викторович (псевд. Д., М. Д., М. Д.-З., М. З., М. Довнар, Провинциал; 2 (14).6.1867, Речица Минской губ., теперь Гомел. обл. - 30.9.1934, Москва), историк, этнограф, фольклорист и литературовед. Доктор исторических наук (1905), профессор (1902). Писал на белорусском и русском языках.

Из семьи служащего. Закончил Речицкое народное училище и Мозырскую прогимназию. В 1889 г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил на историко-филологический факультет Киевского университета (закончил в 1894). Как перспективного ученого его оставили при университете, однако полиция запретила ему педагогическую деятельность и он переехал в Москву, где работал в Московском архиве Министерства юстиции. Одновременно преподавал в Московских гимназиях. Сотрудничал с Московским археологичесим обществом. С 1899 года - приват-доцент Московского университета. В 1901 году защитил диссертацию магистра и перешел на кафедру русской истории Киевского университета. После революции трудился во многих научных и осударственных учреждениях страны. В 1925 переехал в Минск и около 2-х лет трудился в БГУ, Инбелкульте (председатель историко-археологической секции) и Госплане БССР. Последние годы жизни были связаны с Москвой (профессор Тимирязевской сельскохозяйственной академии и института народного хозяйства им. Плеханова).

Научно-литературной деятельностью начал заниматься еще во время учебы в Мозырской прогимназии (1883). Написал многочисленные работы по социально-экономической истории Белоруссии и России, а также по истории декабристского движения.

В 1880-90-х сделал важный вклад в развитие белорусской фольклорно-этнографической науки: собирал и издавал фольклорные материалы, изучал и описывал семейный быт, свадебные обряды и т.д. В публицистических статьях выступал за развитие белорусской культуры, науки и литературы. Разрабатывал программы этнографического изучения Беларуси.

Сотрудничал с известными историками, фольклористами, этнографами и писателями: А. Сапуновым, А. Ельским, Е. Романовым и др. Архив ученого хранится в Киеве, отдельные рукописи - в Архиве Географического общества в Санкт-Петербурге. Библиотека М. Довнар Запольского (около 15 тысяч томов) в 1926 году была приобретена для Инбелкульта.


Исачев Александр Анатольевич

Исачев Александр Анатольевич (11.1.1955, д. Озаричи Калинковичского р-на Гомельской обл. - 1987), художник.

В трехлетнем возрасте остался без отца. Вскоре мать с детьми переезжает в г. Речицу Гомельской обл. Учился в школе-интернате г. Мозыря, затем в Минской республиканской школе-интернате по музыке и изобразительному искусству, из которой после 4-х лет учебы был отчислен. Среднее образование получил в речицкой вечерней школе рабочей молодежи, работал в ремонтно-строительном управлении. В нач. 1973 г. уезжает в Ленинград, устраивается там на работу в зеленхоз, получает лимитную прописку и попадает в среду неформальной творческой молодежи. Время это оказало решающее воздействие на выбор дальнейшего пути. В 1973 г. возвращается в Речицу и целенаправленно трудится. В Ленинград он продолжает ездить часто. Этот город становится для него родным, так как именно там Исачев нашел своих первых зрителей и ценителей. Там же была заложена основа для серьезного самообразования. Он окунается в атмосферу бурных обсуждений, споров, участвует в двух официальных выставках ленинградских художников нетрадиционных направлений, которые состоялись в ДК им. Газа (1974) и ДК "Невский" (1975).

Условно творчество Исачева можно разделить на три периода: первый период - 1973 - 1 пол. 1975 - по его определению "время поисков". Это время - знакомство с ленинградскими художниками-авангардистами и их нетрадиционной живописью. У Исачева появляется сюрреалистическая графика. Художник пробует себя в абстрактных монотипиях. Поисковый период проходит стремительно. Уже в 1975 г. появляются работы, где сквозь элементы авангарда пробивается классическая манера письма.

К этому времени художник находит и основную тематику своих произведений. Второй период охватывает приблизительно 2 пол. 70-х гг. В это время основными темами сюжетных полотен Исачева являются библейские ветхо- и новозаветные мотивы. Он работает и над портретами, и над пейзажами. Они тоже в большинстве своем мифологизированы, о чем говорят названия: "Моисей", "После потопа". Одновременно художник выполняет заказы для церквей. Написал несколько икон для речицкой Свято-Успенской церкви, сделал роспись православного храма в Мозыре. Один из центральных образов в творчестве художника - Иисус Христос. Третий период - 80-е гг. - характеризуется обращением художника к культуре древнейших человеческих цивилизаций: Греции, Египта, Шумера, Индии. Это время наиболее значимое в процессе самообразования Исачева. К этому времени у него складывается целостная концепция собственного творчества. В полотнах художника этого периода боги различных религий соседствуют друг с другом, здесь встречается много символики: христианской, древнегреческой, египетской, индийской и т.д. Зачастую атрибутика нескольких культур присутствует на одном холсте. Показательна в этом смысле одна из программных работ Исачева "Аллегория искусства". Работает в манере гладкого письма. Учителями своими считает старых мастеров. Символика, используемая художником, многомерна. Кроме того, он наполняет ее собственным содержанием. Без определенных знаний ее не прочесть. Однако Исачев оставляет за зрителем право на собственное прочтение.

 

Копелян Эфим Захарович

Копелян Эфим Захарович (12.04.1912 - 6.03.1975) Родился 12 апреля 1912 года в Гомельской области, в городе Речица. В 1935 году он окончил студию при Ленинградском Большом драматическом театре и был принят в его труппу, а во время Великой Отечественной войны, в 1941-43 годах, служил во фронтовом Театре народного ополчения.

На сцене ленинградского БДТ, где актер и проработал всю жизнь, он создал много запомнившихся зрителям разнохарактерных ролей, среди которых - Джексон ("Не склонившие головы" Дугласа и Смита), Марио ("Сеньор Марио пишет комедию" Николаи), Вершинин ("Три сестры" Чехова), Савва Морозов ("Третья стража" Капралова и Туманова), Микич ("Ханума" Цагарели). В кино Ефим Копелян начал сниматься с 1935 года и сыграл более чем в 70 фильмах. Мастерство актера позволило Копеляну создавать запоминающиеся яркие образы даже в небольших ролях: Рулевой ("Танкер "Дербент", 1941), поп Гапон ("Пролог", 1956), атаман Бурнаш ("Неуловимые мстители", 1967), Бурцев ("Повесть о человеческом сердце", 1976).

Среди лучших киноролей Копеляна можно назвать Савву Морозова в фильме Семена Туманова "Николай Бауман" и Свидригайлова в экранизации романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", созданной Львом Кулиджановым. Кроме того, режиссеры не раз приглашали Ефима Копеляна читать текст от автора, и неповторимый голос актера многие помнят по легендарному многосерийному телефильму Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны" (1973).

 

Красовский Николай Филиппович

Красовский Николай Филиппович (11.7.1933, г. Речица Гомельской обл.), белорусский артист балета, педагог. Заслуженный артист Беларуси (1972). Лауреат Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве (1967). Премия Ленинского комсомола Беларуси (1984).

Окончил Белорусское (1951) и Ленинградское (1953) хореографические училища. Работал в театрах оперы и балета Челябинска, Баку. C 1960 г. - солист Государственного театра оперы и балета БССР. С 1975 г. - организатор и руководитель эстрадно-хореографического ансамбля "Чараўнiцы". Выступал на Белорусской сцене в ряде значительных партий в балетах: Николай и Князь ("Мечта" и "Избранница" Е. Глебова), Принц, Тибальд ("Золушка" и "Ромео и Джульетта" С. Прокофьева), Спартак ("Спартак" А. Хачатуряна), Принц, Голубая птица ("Лебединое озеро" и "Спящая красавица" П. Чайковского), Абдерахман ("Раймонда" А. Глазунова), Салор, Базиль ("Баядерка" и "Дон Кихот" Л. Минкуса).

Балетмейстер спектаклей "Фиалка Монмартра" И.Кальмана, "Поет "Жаворонок" Ю. Семеняки и других в Государственном театре музыкальной комедии Беларуси; постановщик танцев и пантомимы к драматическим спектаклям.

 


Науменко Иван Яковлевич

Науменко Иван Яковлевич (род.16.2.1925, г. Василевичи Речицкого района), белорусский советский писатель и литературовед. Академик АН БССР (1980, член-корреспондент с 1972), доктор филологических наук (1969), профессор (1971). Заслуженный деятель науки БССР (1978). Член СП СССР с 1957г.

Окончил БГУ (1950). Участник Великой Отечественной войны.

Работал в редакциях газет "Бальшавiк Палесся" (1945-1951), "Звязда" (1951-1952), на кафедре белорусской литературы БГУ (1954-1973). С 1973г. директор Института литературы имени Я. Купалы АН БССР. Председатель Верховного Совета БССР (1985-1990).

Печатается с 1955г. В 1957 г. вышел первый сборник рассказов "Семнаццатай вясной". Автор книг "Таполi юнацтва", "Сасна пры дарозе", "Асеннiя мелодыi" и др.

Лауреат премии Ленинского комсомола Беларуси (1967) за книгу "Таполi юнацтва", Государственной премии БССР им. Я. Коласа (1972), за книги "Янка Купала: Духоўны воблiк героя" и "Якуб Колас: Духоўны воблiк героя".

Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, медалью Франциска Скорины и др.

 


Смеян Николай Иванович

Смеян Николай Иванович (3.1.1932, д. Бабичи Речицкого р-на Гомел. обл.), ученый в области агропочвоведения. Академик Академии сельскохозяйственных наук Беларуси (1992), член-корресподент АН Беларуси(1989). Доктор сельскохозяйственных наук (1981), профессор (1990).

Окончил БГУ (1958). С 1958г. в Белорусском НИИ почвоведения и агрохимии Академии сельскохозяйственных наук: научный сотрудник, с 1969г. зам. директора, одновременно зав. отделом почвоведения.

Научные труды по генезису, картографии, классификации, агропроизводственной группировке, районированию. Автор более 190 научных работ, в т.ч. 5 монографий. Награжден орденом "Знак Почета" (1971), медалями. Государственная премия БССР 1976.

 


Соболенко Роман Карпович

Соболенко Роман Карпович (псевд. Р. Заравы, Раман Заравы, Ромусь Заравы; род. 2 (15)10.1907, с. Соболи Речицкого уезда Минской губ. (сейчас Брагинский р-н Гомельской обл.) - 13.5.1975, Минск; похоронен на кладбище в Заславье), прозаик, поэт, публицист. Член СП Беларуси с 1939г.

Из крестьянской семьи. В 1924 г.окончил школу сельской молодежи, в 1929 г. - Гомельский педтехникум. В 1933-35 гг. учился на вечернем отделении Гомельского педагогического института. В 1929-31 гг.

Служил в Красной Армии. После демобилизации работал редактором в газете "Палеская праўда". Дважды (1933, 1937) был арестован, но дела закрывались. Участвовал в боях на Калининском и 2-м Прибалтийском фронтах. В 1945-1953 гг. - заведующий отделом культуры, заместитель главного редактора барановичской областной газеты "Чырвоная звязда". В 1953 г. переехал в Минск. Работал в редакциях газеты "Калгасная праўда", журнала "Маладосць". В 1957-66 - заместитель главного редактора еженедельника "Лiтаратура i мастацтва".

Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Почетной грамотой Верховного Совета БССР, медалями.

Первое стихотворение Р. Соболенко опубликовано в газете "Звязда" (1927). Издал два сборника стихов - "З родных крынiц" и "Мая эстафета". Основное содержание сборников рассказов и очерков "Жменя зярнят", "Юнацтва ў дарозе", "Сустрэчы", "Блакiтнае ззянне", "З пройдзеных дарог" и др., автобиографической трилогии "Iду ў жыцце" - сложности довоенных пятилеток, послевоенная деревня, жизнь колхозников. Особое внимание писатель уделял раскрытию морально-этической проблематики, затрагивал и ленинскую тематику. Своеобразным подведением итогов работы является двухтомное издание "Выбраных творау" (1968). В 1975 г. вышел сборник его очерков о знаменитых деятелях белорусской литературы и культуры "Колерамi вяселкi".

Произведения Р.Соболенко переведены на другие языки мира. Композиторы М. Аладов, А. Гуренков написали песни на его стихи.

 

 

 

 

 

© Николай Светогор, 2003-2009 г.

Hosted by uCoz